Безопасная образовательная среда. Повышение потенциала Органов местного самоуправления, попечительских советов образовательных учреждений, организаций гражданского общества по вопросам планирования и совместных действий и мониторинга.
Обучение детей в безопасных школах – ответственность ОМСУ и общественности.
В Кыргызской Республике функционируют более 2222 образовательных организации, охватывающие более 1,1 миллиона учеников. Наиболее важной задачей на уровне школьного образования является создание нового образовательного контента, основанного на надлежащей безопасной образовательной среде, в качестве одного из основного предварительного условия для комплексной модернизации системы образования Кыргызской Республики.
Принимая во внимание, что безопасная школьная среда в Кыргызстане включает несколько аспектов:
- Психологическая / социальная безопасность (недискриминационная, ненасильственная и толерантная среда);
- Физическая безопасность (безопасные здания, включая безопасность в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т.д.);
- Экологическая безопасность (чистый воздух, вода, канализация, здоровое питание, высокое качество освещения, правильная температура, вентиляция, энергоэффективность, садоводство и т.д.).
Общественное объединение «Центр гражданских инициатив «Лидер» начинает информационно-образовательную кампанию “Безопасная образовательная среда» с целью повышения потенциала органов местного самоуправления, попечительских советов образовательных учреждений, организаций гражданского общества по вопросам планирования и реализации совместных инициатив и мониторинга. Данная кампания является неотъемлемой частью большого проекта «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР» при финансовой поддержке Европейского Союза.
Формирование и обеспечение образовательной среды, на основе устойчивой работы с общественностью, через контроль за соблюдением внутренних правил и правил техники безопасности в учебном заведении; повышение уровня информированности учащихся и сотрудников учебных заведений относительно правил безопасного поведения; контроль за работой оборудования безопасности и систем пожарной сигнализации и т.д. – далеко неполный список необходимых действий в межсекторном взаимодействии местных органов власти, организаций гражданского общества и образовательных учреждений.
С целью содействия обеспечения безопасности образовательной среды, усиления потенциала заинтересованных сторон в области управления и финансового обеспечения безопасной образовательной среды; разработки механизмов по обеспечению безопасной образовательной среды и распространения соответствующих передовых практик среди целевых групп во всех регионах Кыргызстана, включая столицу Бишкек будут проведены 10 информационно- образовательных мероприятий с привлечение 30 муниципалитетов и охватом не менее 200 человек.
Целевым группам будет предоставлен, разработанный специально для ОМСУ методический модуль по вопросам безопасной образовательной среды, механизмам ее финансирования, проведению мониторинга . Будет организован сбор и дальнейшее распространение наилучших практик.
Дополнительную информацию о проекте можно получить по телефону: +996 772 203 949 и электронной почте: banur.abdieva@gmail.com, а также на сайтах http://www.safe.edu.kg/
Дети должны обучаться в чистых, теплых, безопасных школах!
29 мая в пресс-центре ИА “КАБАР” прошла пресс-конференция по вопросам безопасной образовательной среды в школах КР.
Создание безопасной среды в школах всегда оставалось одной из острых проблем для ряда профильных ведомств, а ее решение представлялось преодолением ряда барьеров. Так, к примеру, в Кыргызстане эта задача упиралась в несогласованность министерств и муниципальных органов, а также в систему государственных закупок.
Но проблема оказалась решаемой, что было доказано на примере 11 школ в столице и в регионах Кыргызстана, которые попали под пилотный проект Европейского Союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике», реализуемого фондом им. Конрада Аденауэра и Экологическим движением «БИОМ».
«Вопрос обеспечения безопасной школьной образовательной среды – межсекторальный вопрос. В одиночку его решить и обеспечить безопасность на уровне школ невозможно. Министерство образования, школьные администрации отвечают за контент образовательного процесса, но собственник на местах – это муниципалитеты», — пояснила Банур Абдиева из Центра гражданских инициатив «Лидер». Победив в конкурсе на получение субгранта проекта, данная организация с февраля по май 2019 гг. провела информационно-образовательную кампанию из 10 семинаров по безопасности школьной образовательной среды для ОМСУ всех регионов страны.
Вице-мэр города Талас Асель Куручбекова рассказала, что в Таласе проект был реализован в гимназии №3, и по его окончании школа была оборудована камерами, тепловой завесой, новыми партами, интерактивными досками, новыми пластиковыми окнами. Все это преобразило учреждение в лучшую сторону, и мэрия заинтересована изменить и другие школы города под такой современный формат, не жалея при этом средств и не ссылаясь на тендерные порядки.
Согласно разработанным партнерами проекта рекомендациям школам еще необходимо вести работу по созданию озеленения, что правильнее всего делать путем создания вертикальной изгороди. По словам профессора, заслуженного деятеля науки КР Эмиля Шукурова, все, что растет на пришкольном дворе – это сорняки, которые заменяются газонами. Но газоны, как отмечает он, не поддерживают жизнь, поэтому самым эффективным решением здесь будет озеленение верхних ярусов высокими лиственными и хвойными деревьями, среднего яруса – кустами и нижнего яруса – травами.
В Кыргызстане также стали большее внимание уделять вопросам создания безопасной образовательной среды в разных ее аспектах, и нормативному закреплению требований к ней.
Этой работой занимаются совместно Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство социального развития и другие Министерства и ведомства при поддержке проекта «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды». В рамках проекта был разработан проект Комплексного стандарта безопасности в образовательных организациях. Министерством, при поддержке партнеров по развитию, разработаны или уточнены требования к разным сторонам школьного пространства, обеспечивается нормативное закрепление этих требований.
После пресс-конференции журналистам была предоставлена возможность посетить одну из пилотных школ проекта – эколого-экономический лицей № 65. Представители школы ознакомили журналистов с мероприятиями проекта по формированию безопасной образовательной среды в школе. Также дети продемонстрировали приборы для проведения самооценки безопасности в школе, которые были предоставлены при поддержке проекта.
На пресс-конференции участникам были представлены учебно-методические публикации проекта, в частности:
- «Руководство по безопасным закупкам и финансированию безопасной образовательной среды»,
- «Пищевая безопасность»
- «Общение и самопознание: пособие по психологической безопасности»
- «Защитим себя в чрезвычайных ситуациях: пособие для учеников и для учителей»
- Буклет «Озеленение школьной территории» и другие.
- СаНПиНы с QR кодом
- Сборник Нормативных Правовых Актов Кыргызской Республики