Образовательный тур в одну из самых передовых digital стран Европы состоялся с 12-го по 18 марта 2023 г. в рамках проекта Европейского Союза «Digikonush — Построение прозрачного будущего в сельских сообществах через цифровизацию» при партнерстве с Эстонским центром международного развития (Таллин), реализуемый ЦГИ «Лидер» (Каракол).
В состав делегации из Кыргызстана вошли порядка 10 представителей государственных органов и независимые эксперты. Программа поездки стала очень насыщенной – участники ежедневно встречались с экспертами и посещали образовательные учреждения Таллина, Нарвы, других городов Эстонии, начиная от детских садов и школ, заканчивая вузами, профессиональными лицеями, профильными государственными и частными организациями.
Кроме того, они смогли задать интересующие их вопросы непосредственно заместителю канцлера по общему образованию и политике молодежи Министерства образования и науки Эстонии Лийне Пыльд и представителям Эстонского центра международного развития ESTDEV.
По словам участников, по итогам образовательной поездки сложилась более ясная картина по нынешней ситуации Кыргызстана в данной сфере, а также появились новые идеи по цифровой трансформации и планы для профильных министерств и ведомств.
Заместитель министра культуры, информации, спорта и молодежной политики КР Чынгыз Эсенгул уулу:
«Моей первоначальной целью было изучить опыт Эстонии по внедрению продажи электронных билетов в культурно-развлекательные и исторические заведения страны. До этого знакомился с электронной системой России и Казахстана, но считаю, что именно пример Эстонии наиболее подходит для Кыргызстана. Речь идет о передаче управления всех подведомственных заведений в аутсоринг частным компаниям при этом оставляя контроль государства.
Сначала мы думали создать единую систему электронной продажи билетов, но опыт прибалтийской страны показал, что музеи, допустим, имеют свою специфику и функцию, кинотеатры свои, и так далее. Поэтому уместнее было бы по примеру Эстонии передать менеджмент этих заведений частным компаниям по отраслям, при условии, что они будут добросовестно выполнять планы и задачи, поставленные государством и вести прозрачный учет доходов с их дальнейшим справедливым распределением».
Заведующий отделом цифровой трансформации Министерства образования и науки КР Нурлан Шаршенбай уулу:
«В Эстонии цифровым навыкам начинают обучать уже с дошкольного возраста, поэтому дети в 6-7-классах уже умеют писать коды на языке Python, что соответствует среднему уровню программиста в Кыргызстане. Имеется масштабная и открытая платформа по электронному учету каждого гражданина, наглядно демонстрирующая его образовательный путь от А до Я. Информация в ней не статичная, а динамичная, обновляющаяся в режиме реального времени. Как это им удалось? Фишка в том, что родители, студенты, учителя – все заинтересованы вводить туда актуальную информацию. Так, если студент не внесет свои данные в электронную систему, он просто-напросто не сможет воспользоваться льготным проездом в общественном транспорте. Так же и с электронными дневниками – без своих данных школьник не сможет увидеть домашнее задание в системе, а родители и учителя проконтролировать.
В этой поездке я сложил недостающие пазлы в своих знаниях и намерен поделиться ими с коллегами для более быстрого достижения результатов в рамках плана «Санарип муун», рассчитанный на 2023-2026 гг.».
Экс-министр образования и науки КР, доктор педагогических наук, профессор Уланбек Мамбетакунов:
«Меня особенно впечатлило то, что в эстонских профессиональных лицеях направление обучения формируется в тесном сотрудничестве с работодателями, проводятся консультации, ежегодно определяются потребности страны в конкретных профессиях. Понравилось также то, что каждая школа имеет свою автономию, использовать учебники, которые выбрали сами учителя. Главное достичь ожидаемых результатов, установленных в госстандарте. И, что касается цифровизации, то этот процесс в Эстонии начался 30 лет назад (включая и школы) и сейчас 99% всех госуслуг в цифровом виде».
Заведующая отделом координации и поддержки ОМСУ, специалист электронного управления ГАГСМСУ Чолпон Ачикеева:
«В такой поездке была впервые, поэтому хотелось бы выразить благодарность проекту Digikonush. До приезда я ознакомилась с административно-территориальной реформой, проведенной в Эстонии, так как согласно указу президента Садыра Жапарова у нас только начинается процесс укрупнения айыльных аймаков. Было немало вопросов к их опыту по изменению штатных единиц, работе местных властей, их эффективному взаимодействию с населением. Ответы на них я получила и надеюсь, что в апреле в рамках визита уже эстонских коллег в Кыргызстан нам удастся более глубже и уже на местах пилотных муниципалитетов изучить эту тему».
Директор государственного учреждения «Жаңы китеп» МОиН КР Толеген Аматов:
«В Эстонии цифровизация библиотек началась 20 лет назад, у нас в школах это процесс идет только 2-й год. На сегодняшний день мы автоматизировали систему учета книг “Жаңы китеп” и работаем над электронной формой подачи заявки.
Что все это даст нам? Во-первых, поможет точно определять потребности читателей и учеников в литературе путем отслеживания заявок в режиме реального времени.
Во-вторых, облегчит работу библиотекарей, специалистов из районных и городских отделов образования, избавив их от утомительного составления бумажных отчетов. И, наконец, создаст более комфортные условия читателям в быстром поиске нужной литературы».
Эксперт проекта по разработке видео тренингов Назира Эсеналиева:
«Одной из важных идей, взятой из Эстонии, для меня стала методология Школы предпринимательства на всех уровнях образования – с детского сада до взрослого возраста. То есть в рамках специальной программы малыши в Эстонии уже с 5 лет имеют возможность получать навыки ведения учета финансов и экономической деятельности, начиная с самых простых азов, разумеется. Кроме того, обучение сопровождается насыщенной практикой – ученики посещают реальные банки, компании, предприятия и общаются с менеджментом. Еще более замечательно то, что для этой программы учителя школ, воспитатели детсадов и преподаватели вузов совместно проходят 6-месячную подготовку в виде тренингов. В Кыргызстане, учителя, к сожалению, зачастую предоставлены сами себе, поэтому результатов достигать сложнее. Думаю, такую практику мы могли бы адаптировать в нашей стране».
Эксперт по стратегическому планированию Зауре Сыдыкова:
“В Кыргызстане, к сожалению, конкретных реализованных инструментов цифровизации для повышения эффективности и качества образования маловато. Здесь же мы воочию увидели на практике эти методы и инструменты, а также как они помогают значительно улучшать качество управления. В частности, поразил системный и комплексный подход Эстонии к этому делу, то есть возможность электронного сопровождения человека от детсада до вуза, с упором не только на обретение им знаний, но и жизненных навыков и формирование его как личности, гражданина. Запомнилось система оценивания и электронного учета школьников, налаженная обратная связь учебного заведения с ребенком и родителями.
Что можно было бы уже сейчас брать из опыта Эстонии? Думаю, формат создания смешанных групп учителей школ и воспитателей детсадов по повышению их квалификации в отдельных предметах. Для себя же я взяла ряд механизмов , которые можно использовать в реализации Концепции обучения взрослых. Это не только цифровые, но и жизненные навыки, например навыки, связанные с развитием предпринимательства, адаптацией к изменению климата и т.д.
Внедрение под копирку, считаю, не получится, это все-таки две разные страны, с разными возможностями, ресурсами и уровнем подготовленности. Для такой цифровой трансформации понадобится хороший повсеместный интернет, компьютеры, инфраструктура. Это потребует времени. И самое главное, нужна готовность самого населения применять эти знания и навыки, особенно среди взрослого населения. Мне кажется, нужно начинать с того, чтобы показывать выгоды населению от использования цифровых технологий, как это в свое время сделала Эстония. То есть находить привлекательные для кыргызстанцев выгоды в этом, хорошо продумать мотивационные меры. Ну и понятно, что наиболее сегодня у нас подготовлена молодежь. Кстати, именно это — молодое поколение, может стать конкурентным преимуществом нашей страны. За счет обучения их цифровым навыкам можно сделать мощный прорыв”.
Отметим, что поэтапное введение инновационных технологий в Эстонии началось с 1991 года. Страна является одной из первых в Европе, которая начала проводить школьные экзамены в цифровом формате. В Эстонии 99% госуслуг население получают онлайн, а удобный электронный формат взаимодействия с местными властями, исключающий также коррупционные схемы, также привлекает большое количество иностранных предпринимателей, и, как следствие, денежный капитал в экономику.
Эстония неоднократно выходила на первое место среди европейских стран в международном рейтинге PISA по оценке образовательных достижений учащихся.